Южный берег
Вот уже почти десять лет мы наблюдаем за эволюцией преобразования этой территории
С момента международного конкурса на проект первого квартала, проведенного в
Мастерплан территории III очереди строительства жилого района «Южный берег» в г. Красноярске
1 августа 2014 года
Подвижные элементы в городе, и особенно люди и их деятельность, столь же существенны, как его неподвижные материальные части. Мы не только зрители этого спектакля, мы сами — его участники. Чаще всего наше восприятие города отнюдь не последовательно, оно скорее фрагментарно, переплетено с другими заботами. Почти все чувства подключены к этому процессу, и результирующий образ создается их взаимодействием.
Кевин Линч. «Образ города», 1960
Южный берег
Вот уже почти десять лет мы наблюдаем за эволюцией преобразования этой территории
С момента международного конкурса на проект первого квартала, проведенного в
I. Границы пространств
Квартальная планировка и регулярная сетка улиц — основа структуры района. Квартал — естественная граница различных типов городского пространства. Города доавтомобильной эпохи почти без исключения основаны на регулярной сетке. И Красноярск — не исключение...
II. Природные ориентиры или Красноярские доминанты
Регулярная структура города, заложенная в Красноярске после пожара 1773 года, имеет одну особенность — все створы улиц города раскрыты на природный ландшафт. Южный берег наследует это решение.
III. Замкнутый периметр и открытый двор
Енисей и окружающий его естественный ландшафт, видимый из окон квартир, является одним из главных конкурентных преимуществ. Квартал-подкова, ориентированный на реку, помогает сохранить прелести замкнутых кварталов и обеспечить максимальное число квартир видовыми характеристиками и не закрыть при этом виды из окон уже построенных домов.
IV. Масштаб человека
Геометрические параметры улицы и зданий, соразмерная человеку архитектура, а также обилие функций и деталей, делает прогулочный маршрут интересным и содержательным.
V. Транспортные приоритеты
Южный берег — район удобный для пешеходов. Именно им отдан приоритет движения по улицам, а парковка для большей части машин находится в пространстве под зданиями.
VI. Рекреационный маршрут
Главная улица шириной 40 метров обеспечивает пешеходную связь от Цирка до острова Молокова через вело-пешеходный мостом. Второй велосипедный маршрут соединяет кольцом две образовательные зоны на западе и востоке, линейный парк и набережную.
VII. Социальные объекты или безопасный путь для детей
На Южном берегу две школы и два детсада. Территории объектов образования подчиняются структуре кварталов, что обеспечивает удобное и безопасное пешеходное сообщение, как для взрослых жителей, так и для школьников.
VIII. Объекты притяжения городского значения
Помимо встроенных общественных помещений в этом районе появятся два самостоятельных нежилых объекта. На западном мысе расположился многофункциональный спортивно-развлекательный комплекс с выставочными и клубными помещениями, а также дворцом бракосочетания. Вход во дворец находится на нижней террасе, на набережной. Западнее дворца предусмотрена площадь, где на фоне современного облика района молодожены и их многочисленные гости смогут с комфортом провести открытые церемонии, обряды и фотосессии.
IX. Жизнь района и его разнообразие
Для генерации полнокровного разнообразия на улицах и в районах больших городов необходимы четыре условия: смесь функций, короткие кварталы, наличие старых зданий и большая концентрация людей. Мы имеем 3 из 4 условий, а роль старых зданий заменяют нам артефакты, оставшиеся от завода...
X. Следы истории
Новые районы десятилетиями остаются «новыми». История начинает формироваться спустя 20-30 лет. Районы обрастают городскими легендами, традициями, жизненным укладом, который, в свою очередь, является идентификатором, порождающим культурные скрепы для жителей района, формирующим локальные сообщества. История очеловечивает район, придает ему индивидуальные культурные качества, необходимые для поддержания социального баланса. Судостроительный завод им. Побежимого оставил после себя массу артефактов, которые так необходимы новому району. Разрушенные цеха, камни и руины зданий могут быть использованы в качестве материала для создания малых архитектурных форм. Краны и трубы котельных стали бы памятниками района, напоминающими жителям о его промышленном прошлом.
Территория проектирования, га
Площадь квартир, тыс. кв. м
Площадь коммерческой недвижимости, тыс. кв. м
Население, тыс. человек
Средняя этажность
Плотность застройки, тыс. кв. м/га