Стандарты улиц

Стандарты благоустройства улиц муниципальных образований Красноярского края

1 февраля 2021 года

Streets head

Если города действительно хотят, чтобы у них было будущее, в котором больше людей станут выбирать передвижение на автобусах, поездки на велосипедах или пешие прогулки, то городам следует делать инвестиции в улучшение улиц.

Джанет Садик-Хан, бывший руководитель Департамента транспорта Нью-Йорка
Джанет Садик-Хан, бывший руководитель Департамента транспорта Нью-Йорка

Цели и задачи

Стандарт благоустройства улиц муниципальных образований Красноярского края содержит рекомендации и методические указания по разработке проектов благоустройства, капитального ремонта улиц и прилегающих к ним территорий, их последующему содержанию и эксплуатации.

В первую очередь, Стандарт предназначен для использования администрациями муниципальных образований, их структурными подразделениями и подведомственными учреждениями в качестве инструмента для грамотного формирования технического задания на разработку проектов благоустройства, капитального ремонта и осуществление подрядов на уборку и содержание улиц.

Вторая важная задача Стандарта — предоставить разработчикам проектов благоустройства и капитального ремонта улиц наглядные методические рекомендации, учитывающие региональную специфику, особенности природно-климатических условий городских и сельских поселений края, уровень их социально-экономического развития.

Render

Анализ

На первом этапе работы был выполнен подробный анализ существующего состояний улиц городов и поселков Красноярского края. Перечень муниципальных образований, выбранных для проведения натурного обследования и сбора обосновывающих материалов, составлен с учетом вида муниципального образования и типа населенного пункта, численности населения, характера градообразующей базы и климатической зоны. Для каждого муниципального образования отобран перечень улиц, наиболее полно отражающих многообразие типов и характера элементов улично-дорожной сети.

Photofix 2

В результате анализа выявлены основные проблемы, связанные с функциональной организацией улиц, уровнем инженерной подготовки и техническим состоянием элементов благоустройства, эстетическими характеристиками.

Определение границ

Определение непосредственных границ работ по благоустройству должно отвечать принципу комплексного подхода. Границы мероприятий по благоустройству (капитальному ремонту) для улиц определяются таким образом, чтобы обеспечить целостность архитектурно-планировочного решения, визуальное единство и связанность элементов улицы с окружающей застройкой. В границы проекта благоустройства (капитального ремонта) включаются все территории, просматриваемые с улицы вне зависимости от их функционального назначения и формы землепользования.

В зависимости от типа улицы границами благоустройства могут являться:

Для улиц в зонах индивидуальной жилой застройки: границы земельных участков; фасады домов; ограждения.


Для улиц в зонах квартальной (преимущественно периметральной) исторической и раннесоветской застройки (до 1960 г.): фасады зданий, элементы ограждений.


Для улиц в зонах микрорайонной советской и современной застройки: фасады зданий, линии, соединяющие фасады зданий, сооружений первого фронта застройки, ограждения территорий социальных объектов (школ, детских садов и т.п.).


Для улиц и дорог в производственных и коммунально-складских зонах: ограждения территорий, шумозащитные экраны, красные линии улично-дорожной сети.


Для дорог вне застройки: красные линии улично-дорожной сети.

Классификация улиц

Результатом обследования и анализа муниципальных образований Красноярского края стала классификация улиц по типам в зависимости от их средовых характеристик, геометрических параметров и функционального наполнения. Итоговая матрица типов улиц составлена с учетом следующих характеристик:

  1. Тип населенного пункта: города, поселки городского типа и сельские населенные пункты
  2. Категория улицы или дороги: городские дороги, улицы общегородского и районного значения, улицы местного значения, пешеходные улицы
  3. Функциональный характер окружающей застройки: производственные и коммунально-складские территории, индивидуальная жилая застройка, жилые районы, городские центры
  4. Период и стиль застройки: историческая и раннесоветская застройка (до 1960 г.), советская типовая и современная застройка (после 1960 г.).
  5. Особенности геометрии и функционального наполнения профиля улицы: бульвары, дублеры, трамвайный линии

Для каждого типа улиц в Стандарте приведен типовой поперечный профиль, отражающий функциональное наполнение и ключевые технические параметры всех элементов улицы, перспективное изображение, иллюстрирующее внешний облик, а также таблица основных характеристик.

Типы улиц:


Принципиальные решения

Пешеходая инфраструктура

Осмысленный подход к формированию пешеходной части улицы предполагает функциональное зонирование тротуара с индивидуальным подходом к благоустройству каждой из зон. Обычно тротуар разделяют на фасадную, транзитную и буферную зону.

Фасадная зона является продолжением первого этажа здания и предназначена для организации входных групп, размещения уличной мебели и малых архитектурных форм. Ширина фасадной зоны зависит от общей ширины тротуара и определяется исходя из минимальной требуемой ширины транзитной и буферной зоны. В индивидуальной жилой застройке поселков, как правило, представляет собой чередование палисадников и въездов на территорию приусадебных участков.

Транзитная зона должна обеспечивать безбарьерный путь для движения пешеходов, в том числе маломобильных групп населения. Транзитная зона должны быть свободна от любых элементов, выступающих частей оборудования.

Буферная зона предназначена для размещения опор освещения, дорожных знаков и указателей, велопарковок и уличной мебели. В этой зоне также размещаются элементы озеленения — газоны, предусматриваются места для посадки деревьев и кустарников.

Общественный транспорт

Линии общественного пассажирского транспорта могут размещаться на улицах и дорогах общегородского и районного значения с организацией движения транспортных средств в общем потоке, по выделенной полосе проезжей части или на обособленном полотне (линии трамвая, скоростного трамвая).

Остановки общественного транспорта следует располагать в соответствии с радиусами их доступности. Остановочные площадки автобусов, как правило, должны размещаться за перекрестками или за наземными пешеходными переходами. При размещении остановок также следует учитывать расположение основных объектов притяжения. Размещение остановок должно обеспечивать наиболее удобные и короткие связи с объектами притяжения районного и городского значения.

Ot 2

Остановочные площадки вне габаритов проезжей части (с «карманом») устраиваются на дорогах скоростного и улицах непрерывного движения, а также на дорогах и улицах регулируемого движения при ширине в 1–2 полосы в одном направлении при уровне загрузки более 0,6.

Остановочные площадки в габаритах проезжей части (без «кармана») устраиваются на дорогах и улицах общегородского и районного значения с регулируемым движением при уровне загрузки не более 0,6 и/или количестве полос движения в одну сторону более двух, а также на всех типах улиц при наличии выделенной полосы для движения общественного транспорта.

Основные элементы оборудования посадочной площадки:

Автомобильная инфраструктура

К элементам автомобильной инфраструктуры относятся непосредственно полосы движения автотранспорта, парковки, транспортные узлы и развязки. Набор элементов автомобильной инфраструктуры и их параметры определяются в соответствии с типом улицы.

Пересечение проездов и транзитной зоны тротуара
Парковка

Способ организации парковки на территории улично-дорожной сети выбирается в зависимости от типа улицы. Существует три основных типа, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки: параллельная, перпендикулярная парковка, парковка под углом.

1. Параллельная парковка. Парковочные места размещаются продольно вдоль проезжей части, параллельно направлению движения. Размер парковочного места для параллельной парковки — 2,5×6,5 м.

2а. Парковка под углом 45°. Парковочные места размещаются под углом 45° к проезжей части. Размер парковочного места — 2,5×5,3 м. При этом ширина полосы, отнимаемой парковкой от створа улицы, равна 5,5 м.

2б. Парковка под углом 30°. Аналогична предыдущему типу, за исключением разницы в угле паркования. Имеет сходные преимущества и недостатки. Основное отличие заключается в меньшей ширине полосы, отнимаемой парковкой от поперечного профиля улицы (4,8 м).

3. Перпендикулярная парковка. Паркование осуществляется под углом 90° по отношению к основному направлению движения. Размер парковочного места 2,5×5,3 м.

Пешеходные переходы

Пешеходные переходы размещаются на улицах, исходя из точек притяжения (школы, торговые центры, остановки общественного транспорта и т.д.) и сформировавшихся пешеходных маршрутов. В населенных пунктах пешеходные переходы обычно располагают через 200–300 м. При необходимости их допускается располагать менее чем через 200 м.

Пешеходные переходы на перекрестках размещают на расстоянии не менее 5 м от края проезжей части сопутствующего направления, как правило, в точке начала скругления проезжей части. Для сохранения наиболее удобных и коротких маршрутов движения пешеходов следует выбирать наименьшие допустимые радиусы скругления проезжей части.


На перекрестках допускается вводить диагональные пешеходные переходы, оборудованные специальной разметкой и знаками.Организация диагональных переходов возможна только при обеспечении выделенной пешеходной фазы светофорного регулирования.

Перекрестки

Перекрестки являются наиболее сложными элементами проектирования улиц. На перекрестках одновременно возникает множество конфликтных точек пересечения пешеходов, велосипедистов и автотранспортных средств. Грамотно спроектированный перекресток должен обеспечивать видимость всех участников движения и предсказуемость их действий.

Канализированное пересечение транспортных потоков

Канализированные пересечения отличаются меньшим, по сравнению с необорудованными, количеством конфликтных точек и более низким уровнем их опасности. Движение автомобилей на канализированных пересечениях в одном уровне защищено от автомобилей, движущихся в других направлениях, возвышающимися над уровнем проезжей части направляющими островками.

Поворотные шлюзы

Для повышения безопасности движения и увеличения пропускной способности перекрестков важно обеспечить возможность движения автомобилей в прямом направлении (не совершающих поворотов и разворотов) без перестроения. Эта задача решается организацией лево- и правоповоротных шлюзов.

Озеленение

Муниципальные образования Красноярского края расположены в природных подзонах средней и южной тайги, зонах травяных лесов и островной лесостепи, степей и горных лесов. Каждая зона характеризуется определенными климатическими показателями. Своеобразие растительного покрова каждой природной зоны с характерными, присущими только для нее особенностями, позволяет четко провести зональные границы.


Основной ассортимент растений для озеленения улиц муниципальных образований Красноярского края с учетом природно-климатического районирования представлен 55 видами деревьев и кустарников. Дополнительный ассортимент соответственно — 30 видами деревьев и кустарников. Ассортимент травянистых растений представлен 18 видами.

Green
Рекомендуемые варианты посадки в зависимости от ширины полосы озеленения:

Освещение

Освещение может быть классифицировано по различным критериям. С точки зрения функционального назначения можно выделить два типа: функциональное и декоративное освещение.

Фукнциональное освещение

Функциональное освещение выполняет утилитарную задачу — обеспечить достаточный уровень освещенности поверхности в зависимости от функционального назначения территории или ее фрагмента. Необходимо в первую очередь для обеспечения безопасности в темное время суток.

С точки зрения установки опор вдоль проезжей части улицы можно выделить три основных варианта: односторонняя, двухсторонняя и центральная установка (на разделительной полосе).

На тротуарах возможны следующие варианты установки опор:


Декоративное освещение

Декоративное освещение является дополнительным. Оно не несет функциональной нагрузки, но может значительно улучшить визуально-эстетическое восприятие пространства в вечернее и ночное время.

Системы регулирования стоков

Отведение дождевых вод с проезжей части может быть организовано различными способами. Способ водоотведения выбирается в зависимости от типа улиц. Возможны следующие способы отведения дождевых вод с проезжей части:

Отведение воды с пешеходной зоны может осуществляться поверхностным способом или при помощи специальных водоотводных лотков.


Уличная навигация

При проектировании систем навигации следует руководствоваться принципом комплексности, рассматривать элементы навигации в их стилистической и функциональной взаимосвязи. К основным элементам навигации, размещаемым в пределах визуального пространства улицы, относятся:


Адресные таблички

Для разных типов улиц применяются адресные таблички различного размера. В зависимости от количества знаков в адресной строке и особенностей архитектурного решения фасадов зданий и сооружений, возможны дополнительные варианты конфигурации адресной таблички.


Правила размещения адресных табличек:

Навигационный указатель

Навигационный указатель представляет собой информационную конструкцию, ориентированную на восприятие пешеходами и размещаемую в местах концентрации пешеходных потоков.

Правила размещения навигационных указателей:

Навигационная стела

Навигационная стела представляет собой конструкцию с информационным полем малого формата, ориентированную на восприятие пешеходами и размещаемую в местах концентрации пешеходных потоков. На навигационных стелах могут размещаться фрагменты карт, краткая справочная информация о различных объектах притяжения, достопримечательностях, объектах инфраструктуры.

Правила размещения навигационных стел:

Детали и узлы

Содержание и эксплуатация

Цели содержания (эксплуатации) улиц:
  • обеспечение непрерывного и безопасного движения автотранспорта и пешеходов;
  • поддержание надлежащего состояния (санитарного, функционального, эстетического) всех элементов улицы, в том числе — элементов благоустройства и озеленения;
  • продление межремонтных сроков службы дорожных покрытий.
Указанные цели достигаются при выполнении следующих задач:
  • оперативное устранение незначительных разрушений и деформаций дорожных покрытий;
  • своевременная уборка и вывоз снега, устранение скользкости с применением противогололедных материалов (далее — ПГМ) в зимний период;
  • уборка от пыли и грязи в летний период, круглогодично — от мусора;
  • поддержание исправного состояния и эстетичного внешнего вида элементов благоустройства улицы.

Печатное издание

Заказчик

КГКУ «Управление капитального строительства»

Команда

Руководитель проекта
Антон Шаталов
Главный редактор
Иван Ряпосов
Научный редактор
Наталья Прибыльнова
Разработчики архитектурной части
Каринэ Бабелян
Ирина Евдокимова
Оксана Макатьева
Елисей Савельев
Анастасия Шарыпова
Разработчики раздела по озеленению
Елена Авдеева
Ольга Зырянова
Елена Селенина
Анастасия Цитцер
Арт-директор
Максим Кулдошин
Верстка и иллюстрации
Давид Нельдушкин
Андрей Турков
Визуализация
Юрий Анчевский