Суриков-центр

Культурное пространство «Суриков-центр» в Красноярске

1 апреля 2024 года

Shapka 2

Музей-усадьба В.И. Сурикова уже более полувека бережно хранит традиции казачьего быта и уникальную коллекцию произведений российского живописца – Василия Сурикова. Это удивительное место на карте России, с которым связано имя русского художника и многие этапы его жизни и творчества

Ситуация

Музей-усадьба В.И. Сурикова расположена в плотной городской застройке исторического центра Красноярска и включает в себя памятники архитектуры рубежа XIX – XX веков.

В рамках празднования 400-летия Красноярска и развития культурной деятельности Музею-усадьбе были предоставлены в постоянное пользование земельные участки, расположенные с северной стороны усадьбы, общей площадью 2357 кв.м.

История

Дом, в котором 12 (25) января 1848 года родился В.И. Суриков, был построен его дедом и отцом. В этом доме Василий Суриков провел детство и юность, осознал свою предназначенность для искусства, а позже написал картину «Взятие снежного городка».

После отъезда Сурикова из Красноярска в доме до самой смерти, жили его мать Прасковья Федоровна и брат Александр Иванович. В 1930 г. наследницы, дочери художника, передали усадьбу в дар Красноярску.

В 1948 году, в столетнюю годовщину со дня рождения художника, в доме открылся мемориальный музей. В музее сохранились редкие для Красноярского центра архитектурные черты сибирской казачьей усадьбы 18-19 веков, включая земельный надел – важное место рекреации для горожан. В городской усадьбе, кроме дома, имеются амбары с конюшней под одной крышей (завозня), баня и флигель, построенный на деньги художника его братом. Воссоздан огород позади флигеля. Также в 2002 году на территории усадьбы был установлен памятник художнику работы скульптура Ю. Злоти

Suschestvuyuschee

Задачи

Миссия Суриков-центра – формирование «места силы» красноярского искусства путем производства актуальных смыслов и ценностей, необходимых для самоопределения личности во времени и пространстве, через сохранение, изучение и презентацию наследия В. И. Сурикова, а также приобщение к истории и культуре города и страны.

  • организовать пространство воплощения творческих инициатив;
  • создать пространства для качественного хранения музейной коллекции;
  • организовать выставочные пространства для постоянной и временной экспозиции, оснащенные современным световым, мультимедийным и выставочным оборудованием;
  • организовать образовательную зону с размещением лекционного зала, библиотеки, медиа-зала и художественной мастерской;
  • разместить административные функции, что позволит высвободить флигель усадьбы для организации детского музея «Суриково детство»;
  • организовать уличное публичное пространство для проведения мероприятий;
  • создать музейное кафе и сувенирный магазин как самостоятельной точки притяжения;
  • обеспечить доступность помещений и музейных программ с учетом особенностей различных категорий посетителей
Surikova view03

Ограничения

Технический и пожарный проезд к участку будет обеспечиваться с северной стороны, и иметь ширину 3,5 м. Также согласно установленных предельных параметров капитального строительства в зоне ЕЗРЗ ограничена высотность до 10 м, а в зоне ЕОЗ действует требование запрещающее размещение объектов капитального строительства.

Образ

Многочисленные этюды и эскизы Сурикова хранились в простом сундуке вместе с кусками материй, вышивками и оружием. Его комната, большая и голая, казалась неуютной, пока не раскрывался заветный сундук с рисунками и не раскрывалась душа художника, затронутая интересной темой в разговоре, – тогда и комната, и Суриков преображались: рисунки выволакивались на пол, и острые замечания художника раскрывали в обычном и преходящем вечные символы.

В сундуке будто скоплена вся радость и страсть жизни, которая обычно пребывала в молчаливом, закрытом состоянии. Неотъемлемой частью жизни художника является его семья. Суриков открывается, когда шлёт в Красноярск письма родным – брату и матери, к которым был трогательно привязан. Женщины семьи Суриковых занимались рукодельем – мать, сестра, дочери. В фондах музея-усадьбы сохранились их работы.

Сундук накрытый кружевной тканью – основной пластический мотив объекта

Архитектура

Сдвиг верхней части здания образует консоль над главным входом и террасу кафе, позволяя сохранить визуальную связь усадьбы художника с часовней Параскевы Пятницы.

Структура навесного фасада из глухих и перфорированных элементов создает эффект вуали, накрывающей объект. Плотность фасада снижается к главным обзорным точкам. Организуется визуальная связь: объекта и усадьбы, усадьбы и часовни.

На кровле устроен световой фонарь, его геометрия дублируется стеклянным полом 2-го этажа и винтовой лестницей, так естественный свет попадает на все уровни здания до подземного.

Surikova view04

Варианты цветового решения фасада

Планировки

Технико-экономические показатели

966

площадь застройки, кв.м.

801

площадь подземного этажа, кв.м.

664

площадь 1 этажа, кв.м.

778

площадь 2 этажа, кв.м.

2 311

общая площадь здания, кв.м.

12 206

строительный объем, куб.м.

Интерьер

Surikova view03 night

Заказчик

Управление капитального строительства города Красноярска

Команда

Руководители
Николай Ларичев
Антон Шаталов
Архитекторы
Анна Акулич
Анастасия Шарыпова
Визуализация
Юрий Анчевский
Дизайн интерьера
Анастасия Иванова